Под готовностью к школьному обучению следует понимать «совокупность физиологических и психологических, интеллектуальных особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешный переход к систематическому их организованному обучению. Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.»
Виды готовности ребенка к обучению в школе:
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
- Уровень физического развития
- Уровень биологического развития
- Состояние здоровья
- Состояние анализаторных систем
- Развитие мелкой моторики
- Развитие основных видов движений
- Выполнение и соблюдение основных гигиенических норм и пр.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
Интеллектуальная:
- запас системных знаний,
- ориентировка в среде,
- любознательность,
- развитие речи,
- развитие памяти,
- образное мышление,
- сенсорное развитие;
Личностная и социальная:
- обучаемость,
- коммуникабельность,
- толерантность,
- нравственное развитие,
- адекватные самооценка и уровень притязаний;
Эмоционально-волевая:
- соподчинение мотивов,
- работоспособность,
- самоконтроль,
- оптимизм,
- аккуратность,
- мотивация и пр.
Что в возрасте 5-6 лет необходимо уметь малышу к школе?
Ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Особенно это относится к "домашним" детям.
Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. Часто взрослые забывают о подобных "мелочах". Ребенок может быть развитым, обладать определенными знаниями и умениями, но это не значит, что он готов к школе.
Обязательно нужно заботиться о здоровье: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность.
Развивайте моторику, это поможет ребенку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами.
Читайте ребенку книги - это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти и проч. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями.