Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Страничка учителя-дефектолога

Дата: 8 января 2017 в 22:19, Обновлено 25 апреля 2024 в 00:09

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

  •  Каждое движение выполняется перед зеркалом.

  • Движения проводим неторопливо, ритмично, чётко.

  •  Постоянно сравниваем образец (действия взрослого) с действием ребёнка.

  •  Выполняя упражнения для языка, используем ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.

  •  Гимнастика не должна надоедать ребёнку. Следим, чтобы он не уставал.


Как работать в тетрадях дома
(памятка для родителей)

  • Тетрадь необходимо забирать домой в пятницу, приносить в понедельник. 

  • В субботу и воскресенье необходимо заниматься с ребенком по заданиям, записанным в тетради.

  • Занятия с ребенком нужно проводить доброжелательно, не торопясь, желательно в первую половину дня. 

  • Время одного занятия не более 15-20 минут, а если занятие связано с артикуляционными упражнениями не более 5-7 минут. 

  • Четко прочитайте задание ребенку. Поинтересуйтесь, как делали похожие задания в детском саду.

  • Не выполняйте задание за ребенка, а вот наводящие вопросы иногда бывают малышу необходимы.  

  • В конце занятия обязательно похвалите малыша (даже если выполнил не очень хорошо, можно похвалить за терпение, старательность, внимательность и т.п.) 


Как сделать увлекательными занятия дома

К четырем-пяти годам малыш должен четко произносить все звуки речи. Но дети развиваются по-разному и поэтому естественно, что у некоторых из них речевое развитие идет не так, как хотелось бы. Распространены среди детей школьного и дошкольного возраста разные дефекты звукопроизношения.

Родители иногда полагают, что со временем ребенок научится говорить правильно, поэтому особых тревог из-за этого не испытывают. Многие не подозревают, что неправильное произношение звуков может войти в привычку, а исправить его в старшем возрасте труднее. Как правило, такие дети, имея проблемы с речью, испытывают затруднения при обучении, стесняются своего недостатка, боятся поднимать руку, привлекать к себе внимание.

Несколько советов родителям:

— заинтересованность ребенка — залог успеха, к занятиям подходите как к игре («Давай поиграем с язычком»).

— можно вводить элементы соревнования: чей язычок лучше выполнит упражнение? или: « Научи мой язычок делать это упражнение» (полезно меняться ролями: ребенок — взрослый, а взрослый — ребенок).

— ребенку будет интересно учить свою любимую игрушку правильно говорить (когда идет автоматизация, закрепление правильного произношения звука в словах, фразах) и т.д.

Приступая к занятиям с ребенком, важно усвоитнесколько правил:

  • В работе родители должны выполнять только те упражнения, которые рекомендовал учитель — дефектолог;

  • Занятия важно проводить регулярно, они не должны быть ребенку в тягость и проводить их надо в виде игры;

  • Обязательно убедитесь,  что ребенок правильно понял задание, проконтролируйте   правильность   его выполнения;

  • Во время занятий будьте доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза (иногда это может вызвать отказ от продолжения занятия) — подбодрите ребенка и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось.

  • Не порицайте ребенка за неудачи. За успехи, даже незначительные, обязательно поощряйте;

  • За одно занятие следует выполнять не более двух-трех упражнений, разучивая их поэтапно и обязательно в заданной последовательности.

  • Ежедневные занятия должны длиться не более 15 минут.

В процессе логопедического обследования часто обнаруживается недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Это может быть одной из причин, не позволяющих ребенку правильно произносить звуки. В таких случаях рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады разных звуков.

Отрабатываются движения артикуляционных органов и возможность их удержания в определительной позе. Каждое упражнение имеет свое название-символ. Это помогает ребенку лучше запоминать их, исключается необходимость каждый раз объяснять, как делать упражнение, а достаточно лишь назвать его. Чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять упражнения, можно использовать картинки-символы: например, к упражнению «Лопатка» можно нарисовать лопатку.

Важно, работая над звуками, не забывать о влиянии на речь игр с пальчиками. Используйте шнуровки. Так же полезны занятия с мозаикой (выложить букву, узор), и другими предметами: пуговицами, бусами, крупами, счетными палочками, спичками. С раннего дошкольного возраста полезно привлекать ребенка к занятиям по лепке из пластилина, теста, аппликации, рисованию. Можно вылепить и испечь из теста буквы, фигуры, и т.д. Сочетание игры и занятия поможет сделать занятия интересными, менее утомительными, и принесет больше пользы ребенку.


О чем говорить с ребенком в семье.
Диалог или монолог?

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

Взрослый. Какое сейчас время года?

Ребенок. Весна.

Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово — и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5—6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок
будет сам просить вас послушать про его дела.

Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».

Ребенок. Добрый день, Татьяна Алексеевна.

Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

Ребенок. С вами разговаривает Оля.

Взрослый. Оля, мама дома?

Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

Монолог — речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В не преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу зовут Аленка. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»

После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.

Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место «путешествия».

Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а так же составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь…»

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес…».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.