Правила выполнения артикуляционной гимнастики
-
Каждое движение выполняется перед зеркалом.
-
Движения проводим неторопливо, ритмично, чётко.
-
Постоянно сравниваем образец (действия взрослого) с действием ребёнка.
-
Выполняя упражнения для языка, используем ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.
-
Гимнастика не должна надоедать ребёнку. Следим, чтобы он не уставал.
Как работать в тетрадях дома
(памятка для родителей)
-
Тетрадь необходимо забирать домой в пятницу, приносить в понедельник.
-
В субботу и воскресенье необходимо заниматься с ребенком по заданиям, записанным в тетради.
-
Занятия с ребенком нужно проводить доброжелательно, не торопясь, желательно в первую половину дня.
-
Время одного занятия не более 15-20 минут, а если занятие связано с артикуляционными упражнениями не более 5-7 минут.
-
Четко прочитайте задание ребенку. Поинтересуйтесь, как делали похожие задания в детском саду.
-
Не выполняйте задание за ребенка, а вот наводящие вопросы иногда бывают малышу необходимы.
-
В конце занятия обязательно похвалите малыша (даже если выполнил не очень хорошо, можно похвалить за терпение, старательность, внимательность и т.п.)
Как сделать увлекательными занятия дома
К четырем-пяти годам малыш должен четко произносить все звуки речи. Но дети развиваются по-разному и поэтому естественно, что у некоторых из них речевое развитие идет не так, как хотелось бы. Распространены среди детей школьного и дошкольного возраста разные дефекты звукопроизношения.
Родители иногда полагают, что со временем ребенок научится говорить правильно, поэтому особых тревог из-за этого не испытывают. Многие не подозревают, что неправильное произношение звуков может войти в привычку, а исправить его в старшем возрасте труднее. Как правило, такие дети, имея проблемы с речью, испытывают затруднения при обучении, стесняются своего недостатка, боятся поднимать руку, привлекать к себе внимание.
Несколько советов родителям:
— заинтересованность ребенка — залог успеха, к занятиям подходите как к игре («Давай поиграем с язычком»).
— можно вводить элементы соревнования: чей язычок лучше выполнит упражнение? или: « Научи мой язычок делать это упражнение» (полезно меняться ролями: ребенок — взрослый, а взрослый — ребенок).
— ребенку будет интересно учить свою любимую игрушку правильно говорить (когда идет автоматизация, закрепление правильного произношения звука в словах, фразах) и т.д.
Приступая к занятиям с ребенком, важно усвоитнесколько правил:
-
В работе родители должны выполнять только те упражнения, которые рекомендовал учитель — дефектолог;
-
Занятия важно проводить регулярно, они не должны быть ребенку в тягость и проводить их надо в виде игры;
-
Обязательно убедитесь, что ребенок правильно понял задание, проконтролируйте правильность его выполнения;
-
Во время занятий будьте доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза (иногда это может вызвать отказ от продолжения занятия) — подбодрите ребенка и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось.
-
Не порицайте ребенка за неудачи. За успехи, даже незначительные, обязательно поощряйте;
-
За одно занятие следует выполнять не более двух-трех упражнений, разучивая их поэтапно и обязательно в заданной последовательности.
-
Ежедневные занятия должны длиться не более 15 минут.